Почему Межведомственный совет по делам лиц с инвалидностью не работает по принципу паритета

29 апреля Кабинет министров утвердил постановление об организации деятельности Межведомственного совета по делам лиц с инвалидностью. В состав совета входит только одна негосударственная некоммерческая организация лиц с инвалидностью, остальные 15 членов совета – государственные органы. Таким образом не соблюдается принцип паритета, а в Конвенции о правах инвалидов сказано: «Ничего о нас без нас». Об этом на полях конференции «Партнерство государственных организаций и институтов гражданского общества в реализации правовых реформ» поговорили с членом Ассоциации инвалидов Узбекистана Фархадом Абдурахмановым.

– Как был создан Межведомственный совет по делам лиц с инвалидностью и почему Конвенция о правах инвалидов предполагает создание такого органа?

На фото: Фархад Абдурахманов

– Для того, чтобы нам в будущем имплементировать Конвенцию о правах инвалидов, председатель Ассоциации Ойбек Исаков принял участие в разработке законопроекта о совете. Он постарался сделать этот проект максимально приближенным к Конвенции, чтобы хотя бы на этапе, пока страна не ратифицировала ее, постановление выполняло функции, прописанные в Конвенции. После долгих обсуждений, консультаций и получения заключений международных организаций, нам удалось отстоять 60% предложенного нами законопроекта.  

Межведомственный совет координирует деятельность госорганов по всем вопросам, касающимся людей с инвалидностью, в том числе по вопросам, которые указаны в Конвенции. Проблема в том, чтобы этот орган должен работать на паритетных началах: 50% – ННО, 50% – госорганы.

Конвенция о правах инвалидов предполагает создание двух органов – координирующего (его функции выполняет Межведомственный совет) и независимого органа, который должен мониторить положение людей с инвалидностью и отправлять альтернативные доклады в ООН.

В положении о совете, в законе «О правах лиц с инвалидностью» (статья 15) сказано, что в состав совета включаются общественные организации инвалидов, а не одна организация. Самое главное – мы от Ассоциации подписали законопроект о совете, в котором было прописано включение в состав Совета пяти ННО лиц с инвалидностью.

Состав совета


Документ, подписанный членом Ассоциации инвалидов

Директор Агентства медико-социальных услуг и депутаты убедили нас не прописывать функции и ответственность совета в этом нормативном документе. Предполагалось создание еще одного нормативного акта, где бы эти вопросы описывались. Мы согласились, хотя очень сильно сопротивлялись. Когда появился проект постановления, там оказалось всего одно ННО из пяти предложенных нами – Общество инвалидов Узбекистана, остальные 15 членов совета – государственные органы.

– Я правильно понимаю, что эта организация не может представлять интересы всех людей с инвалидностью?

– Когда законопроект в таком виде появился на портале обсуждения законопроектов появилось много замечаний и предложений. Почему только одно ННО? Ведь оно не является кросс-инвалидным, то есть не объединяет все виды инвалидности, не выражает интересы всех людей с инвалидностью. Есть люди с ментальной инвалидностью, дети с инвалидностью, люди, которые ликвидировали последствия аварии на Чернобыльской АЭС, спортсмены с инвалидностью, незрячие люди и другие. Эта общественная организация не может охватить всех проблем людей, упомянутых выше, а самое главное – ее этими полномочиями никто не наделял.

Мы не против Общества инвалидов, просто оно не может выражать интересы всех лиц с инвалидностью. Мы говорим об увеличении состава совета, потому что от увеличения числа членов совета никто не проиграет. Ведь эта деятельность ведется на общественных началах. К тому же в правительстве получат более полную информацию о проблемах людей с инвалидностью. Третье – одно дело заставить молчать одно ННО, другое дело – заставить замолчать шесть ННО.

Пусть ННО составляют хотя бы треть состава, однако у этой трети должно быть право блокировать вопросы, которые идут во вред людям с инвалидностью. Может быть даже наделить ННО правом накладывать вето на проекты, которые идут вразрез с интересами людей с инвалидностью.

Когда постановление было опубликовано, и мы увидели состав Межведомственного совета по делам лиц с инвалидностью, мы пришли к однозначному выводу, что совет не сможет функционировать полноценно, потому что нет обратной связи с теми, чьи проблемы он призван решать – с бенефициарами.

– Как вы думаете, почему так происходит? Почему в состав совета вошло только одно ННО лиц с инвалидностью?

– Согласно постановлению о совете, в его состав должны входить общественные организации инвалидов, то есть предполагается участие нескольких ННО. Само положение о деятельности совета нарушается.

Если открыть обсуждение законопроекта на портале обсуждения НПА, то можно увидеть и предложения Ассоциации инвалидов, где мы даем рекомендации по данному вопросу. На портале мы получили ответ, что наши предложения приняты и учтены. Где же результат, если они учтены?

Можно предположить, что в правительстве боятся, что будут услышаны проблемы разных категорий инвалидов. Что мешает включить различные ННО в состав совета? Чего боятся и с какой целью отстраняют ННО лиц с инвалидностью? Или цель состоит в том, чтобы совет был декларативным и не работал на деле? Если цель такова, тогда понятно почему другие ННО лиц с инвалидностью не включаются в состав совета.

Лозунг Конвенции о правах инвалидов – «Ничего о нас без нас». Как выполняется этот лозунг в Межведомственном совете с одной лишь организаций Общества инвалидов, которая представляет лишь людей с заболеваниями опорно-двигательного аппарата?

Кабмин подписал постановление, подготовленное Агентством медико-социальных услуг. Ассоциация инвалидов дала предложения по составу совета, с которым Агентство согласилось. Почему в итоге прошёл тот проект, который с нами не согласован? Почему чиновники пошли на подлог, фактически обманув нас? Когда задаем этот вопрос директору Агентства, он отвечает, что сам не понимает, как такое произошло. Но ведь разработчиком законопроекта являлось  Агентство и без ведома его руководства такое произойти не могло.

– Узбекистан собирается ратифицировать Конвенцию о правах инвалидов. Как продвигаются чтения законопроекта о ратификации в Сенате?

– В трех чтениях Законодательная палата Олий Мажлиса приняла законопроект с небольшой оговоркой. Если депутаты Законодательной палаты нас не приглашают на слушания, то Сенат напротив – всегда приглашает на свои заседания. В этом очень большой плюс деятельности верхней палаты парламента.

Конвенция позволяет делать временные исключения для стран в ее реализации, потому что поднять такую махину как Конвенция, когда в стране 85% зданий физически недоступны, очень сложно.

Когда мы готовили законопроект о ратификации Конвенции в первый раз, то было 15 исключений, другими словами от Конвенции оставалось, практически, одно название. К сожалению, проблема заключается в том, что деятельность Законодательной палаты, к сожалению не прозрачна, нас туда не приглашают, и, возможно, поэтому не слышат. Поэтому мы, пока, никаких их документов не видели и даже не знаем какие ещё исключения были сделаны.

Дана Опарина

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.