О признаках цензуры и ограничения прав человека в сфере государственного регулирования шоу-бизнеса в Узбекистане

О признаках цензуры и ограничения прав человека в сфере государственного регулирования шоу-бизнеса в Узбекистане

Новость о лишении известного артиста Жахонгира Отажонова лицензии на концертно-зрелищную деятельность со стороны государственного учреждения «Узбекконцерт» вызвала оживлённую общественную дискуссию.
 
Из истории лишения лицензий артистов:

  • В ноябре 2018 года «Узбекконцерт» лишил лицензии певицу Шахло Ахмедову за клип на песню «Летние дожди».
  • В июле 2016 года эстрадное объединение «Узбекнаво» прекратило действие лицензий певицы Ситоры Фармоновой, а также исполнителей Сарвара Азимова и Комила Фозилова (группа «Беном») за «регулярное нарушение требований и условий лицензионного соглашения», при этом каких именно, ведомство не уточняло. В СМИ опубликована цитата начальника отдела лицензий «Узбекнаво» Одилжона Абдукаххарова о причине отзыва лицензии: «На выездных концертах за рубежом артисты не смогли собрать 200-250 человек, что сильно вредит репутации узбекского эстрадного искусства. В результате неоднократного повторения таких случаев артистов решили лишить лицензий».
  • В мае 2016 года певец и композитор Абдулазиз Карим был лишен звания «Заслуженный артист Узбекистана» с формулировкой «за недостойное поведение».
  • В 2015 году певица Лола Юлдашева была лишена лицензии за «вызывающее поведение на сцене и откровенные фото в соцсетях».
  • В 2015 году певец Шох Жахон Жураев был лишен лицензии «за то, что он не согласовал свой выезд за рубеж» не менее чем за 10 дней до своего выезда.

 
История повторяется из года в год, с похожими формулировками и основаниями в отношении различных артистов.
 
И наверняка многие задаются вопросом: для чего данная организация существует, на основании чего она действует и на основании каких нормативно-правовых актов лишает творчеcких работников лицензии с формулировками указанными выше? Ныне действующий «Узбекконцерт» является преемником эстрадного объединения «Узбекнаво» и объединения национального танца «Узбекракс». Основные полномочия «Узбекконцерт» определены в Уставе, утвержденном постановлением Кабинета Министров от 28 августа 2017 года № 678.
 
Одним из основных направлений деятельности «Узбекконцерт» является реализация единой государственной политики в стране в сфере концертно-зрелищной и гастрольной деятельности. Выражаясь простыми словами, «Узбекконцерт» государственное учреждение, ответственное за выдачу и периодическое ЛИШЕНИЕ лицензий на осуществление гастрольно-концертной деятельности в Узбекистане как отечественным так и зарубежным исполнителям. Наряду с этим «Узбекконцерт» призван выполнять задачи по организации, развитию и координации национального эстрадного, оперного, танцевального и хореографического искусства, деятельности оркестров, гастрольно-концертной деятельности.
 
При этом согласно Закону «О лицензировании отдельных видов деятельности» к лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам и законным интересам, здоровью граждан, общественной безопасности и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием. Виды деятельности, на осуществление которых требуются лицензии, определяются законодательными актами.
 
Таким образом, по действующему законодательству Республики Узбекистан эстрадно-концертная (концертно-зрелищная) деятельность приравнивается к видам деятельности, которые потенциально могут нанести ущерб интересам общества и государства. Так, к примеру, лицензируемыми видами деятельности являются медицинская, фармацевтическая деятельность, перевозка пассажиров, производство этилового спирта и алкогольной продукции, производство, ремонт и реализация гражданского и служебного оружия и боеприпасов к нему, проектирование, строительство, эксплуатация и ремонт мостов и тоннелей, страховая деятельность, аудиторская деятельность, адвокатская деятельность, добыча, переработка и реализация нефти, газа и газового конденсата и многое другое.
 
Лицензирование концертно-зрелищной деятельности, выдача разовых разрешений на концертно-зрелищные мероприятия, в том числе выдача лицензий на право осуществления концертно-зрелищной деятельности осуществляется «Узбекконцерт» на основе заключений «Группы представителей творческого содействия» при Совете по развитию и координации национального эстрадного искусства.
 
Схема лицензирования концертно-зрелищной деятельности выглядит следующим образом:

 
 
На основе данных официального сайта «Узбекконцерт» на сегодняшний день в реестр лицензий включены 2 894 действующих разрешительных документов, выданных исполнителям, диджеям, танцовщицам и танцорам, композиторам и звукорежиссёрам.
 
Итак, все 2 894 артистов, являющихся счастливыми обладателями лицензий в действующем реестре должны соответствовать строгим критериям, чтобы получить РАЗРЕШЕНИЕ на осуществление творческой деятельности и распространение своих творческих произведений в Узбекистане.
 
Критериями (лицензионными требованиями) по действующему положению являются:
– обязательное соблюдение законодательства в сфере осуществления концертно-зрелищной деятельности;
– соответствие исполнителей одной из рейтинговых групп по критериям и квалификационным требованиям, определяемым настоящим Положением;
– оказание лицензиатами концертно-зрелищных услуг населению строго по правам на оказание концертно-зрелищных услуг населению, указанным в приложении № 2 к настоящему Положению;
– исполнение на концертно-зрелищных мероприятиях, свадьбах и иных торжествах песен и созданных по ним видеоклипов, соответствующих национальному менталитету, национальным ценностям и обычаям, исключая осуществление действий, противоречащих правилам этики артиста, сценической культуре и культуре внешнего вида, пропаганду идей безнравственности, негативно воздействующих на духовность и оскорбляющих чувства зрителей;
представление ежеквартальных отчетов в территориальные отделения лицензирующего органа о количестве проведенных концертно-зрелищных мероприятий по форме, определяемой лицензирующим органом;
письменное уведомление лицензирующего органа об осуществлении концертно-зрелищных мероприятий за пределами Республики Узбекистан;
– уплата государственной пошлины на право осуществления концертно-зрелищной деятельности.
 
Критерии соотнесения с рейтинговыми группами, на основании которых и определяется соответствие артиста лицензионным требованиям, также содержат свои критерии. При этом открытый реестр лицензий на сайте «Узбекконцерт» не содержит информации о том, к какой рейтинговой группе относится тот или иной артист с действующей лицензией:
 

Рейтинговые группы Критерии Квалификационные требования по критериям Права лицензиатов на оказание концертно-зрелищных услуг населению
I 1. Творческий статус:
уровень спроса в сфере концертно-зрелищной деятельности.
2. Исполнительское мастерство и репертуар:
количество и качество созданных песен.
3. Наличие наград и премий, участие в конкурсах и смотрах.
По творческому статусу:
а) регулярное проведение сольных концертов в период не менее 5 лет;
б) степень спроса на исполнителей или творческие коллективы в сфере концертно-зрелищной деятельности.
По исполнительскому мастерству и репертуару:
а) издание не менее 5 альбомов в период творческой деятельности;
б) совместная деятельность с известными писателями, композиторами и аранжировщиками.
По наличию наград и премий, участию в конкурсах и смотрах:
наличие почетных званий: «Народный артист Республики Узбекистан», «Народный хофиз Республики Узбекистан», «Заслуженный артист Республики Узбекистан» и других;
дипломы победителя конкурсов, смотров республиканского и международного уровня при их наличии.
организация сольного концерта на территории Республики Узбекистан и за ее пределами;
участие в концертной программе с участием двух или более исполнителей одного жанра, концертная программа с участием нескольких исполнителей разных жанровых направлений;
представление песен и видеоклипов в средствах массовой информации.
II 1. Творческий статус:
уровень спроса в сфере концертно-зрелищной деятельности.
2. Исполнительское мастерство и репертуар:
количество и качество созданных песен.
3. Наличие наград и премий, участие в конкурсах и смотрах.
По творческому статусу:
а) регулярное участие в концертных программах в период не менее 3 лет;
б) степень спроса на исполнителей или творческие коллективы в сфере концертно-зрелищной деятельности.
По исполнительскому мастерству и репертуару:
а) издание не менее 3 альбомов в период творческой деятельности;
б) уровень исполнительского мастерства,музыки и слов песен;
в) совместная деятельность с писателями, композиторами и аранжировщиками.
По наличию наград и премий, участию в конкурсах и смотрах:
наличие почетных званий: «Народный артист Республики Узбекистан», «Народный хофиз Республики Узбекистан», «Заслуженный артист Республики Узбекистан», Государственной премии «Нихол» и других;
дипломы победителя конкурсов, смотров республиканского и международного уровня при их наличии.
организация сольного концерта на территории Республики Узбекистан;
участие в концертной программе с участием двух или более исполнителей одного жанра, концертная программа с участием нескольких исполнителей разных жанровых направлений;
представление песен и видеоклипов в средствах массовой информации.
III 1. Творческий статус:
уровень спроса в сфере концертно-зрелищной деятельности.
2. Исполнительское мастерство и репертуар:
а) количество и качество созданных песен;
б) уровень музыки и слов песен.
3. Наличие наград и премий, участие в конкурсах и смотрах.
По творческому статусу:
а) участие в концертных программах в период не менее 1 года;
б) степень спроса на исполнителей или творческие коллективы в сфере концертно-зрелищной деятельности.
По исполнительскому мастерству и репертуару:
а) издание не менее 1 альбома в период творческой деятельности;
б) уровень исполнительского мастерства,музыки и слов песен;
в) совместная деятельность с писателями, композиторами и аранжировщиками.
По наличию наград, участию в конкурсах и смотрах:
наличие Государственной премии «Нихол» и других;
дипломы победителя конкурсов, смотров республиканского и международного уровня при их наличии.
участие в концертной программе с участием двух или более исполнителей одного жанра, концертная программа с участием нескольких исполнителей разных жанровых направлений;
представление песен и видеоклипов в средствах массовой информации.
IV 1. Исполнительское мастерство и репертуар:
а) исполнительское мастерство;
б) количество и качество созданных песен;
в) уровень музыки и слов песен.
По исполнительскому мастерству и репертуару:
а) исполнительское мастерство, в том числе мастерство солистов, оцениваемое путем прослушивания их в живом исполнении;
б) наличие особой одаренности, таланта;
в) наличие не менее 2-х песен;
г) уровень музыки и слов песен, совместная деятельность с писателями, композиторами и аранжировщиками.
участие в концертной программе с участием двух или более исполнителей одного жанра, концертная программа с участием нескольких исполнителей разных жанровых направлений;
представление песен и видеоклипов в средствах массовой информации.
V 1. Творческий статус:
степень спроса на исполнителей и творческие коллективы на рынке услуг.
2. Исполнительское мастерство и репертуар:
а) исполнительское мастерство;
б) уровень музыки и слов песен.
По творческому статусу:
концертное обслуживание свадебных, юбилейных и иных торжеств не менее 1 года.
По исполнительскому мастерству и репертуару:
а) наличие особой одаренности, таланта;
б) исполнительское мастерство;
в) самодеятельное искусство.
концертное обслуживание свадебных, юбилейных и иных торжеств (концертное обслуживание в ресторанах, барах, кафе и частных домах свадебных, юбилейных и иных торжеств), включая концертное обслуживание в развлекательных организациях (клубах, дискотеках, ресторанах, барах и кафе).
VI 1. Исполнительское мастерство и репертуар:
а) исполнительское мастерство;
б) уровень музыки и слов песен.
По исполнительскому мастерству и репертуару:
а) наличие особой одаренности, таланта;
б) исполнительское мастерство;
в) самодеятельное искусство.

 
В качестве примечания положение устанавливает, что Группа представителей творческого содействия при принятии решений о переводе лицензиатов на повышающую или понижающую рейтинговую группу основывается на следующих показателях:

– рост и снижение уровня спроса и предложения в сфере концертно-зрелищной деятельности и среди населения;
– награждение государственными, различными профессиональными наградами и премиями;
– несоответствие установленным критериям и квалификационным требованиям;
– отсутствие деятельности более одного года в связи с профессиональной болезнью.
 
При этом неясно, как «Узбекконцерт» отслеживает уровень спроса и предложения в сфере концертно-зрелищной деятельности в отсутствие какой-либо статистики и индикаторов оценки. С наградами все более или менее понятно. А что значит профессиональная болезнь? Где перечень этих заболеваний? И почему состояние здоровья артиста, которое относится к категории персональных данных и не подлежит разглашению, служит основанием для оценки его творческих способностей? В целом вопросов больше, чем ответов, а логики и здравого смысла нет.
 
Так, артисты попавшие в рейтинговые группу 5 и 6 НЕ ИМЕЮТ ПРАВА на представление песен и видеоклипов в средствах массовой информации. То есть путь на телевидение для данной категории ЗАКРЫТ! Национальные телеканалы не пригласят их в эфир, так как некая «Группа представителей творческого содействия» решила, что уровень их мастерства не достоин того, чтобы быть показанным по телевидению, которые по своей природе и правовому статусу являются средствами массовой информации.
 
Артисты из 3 и 4 группы НЕ ИМЕЮТ ПРАВА на сольные концерты, а только могут участвовать на концертах с двумя и более исполнителями. Артисты 1 и 2 групп, имеющие звания «Народный артист Республики Узбекистан», «Народный хофиз Республики Узбекистан», «Заслуженный артист Республики Узбекистан» находятся в наиболее привилегированном положении.
 
Артистам с 3 по 6 группу о званиях остаётся только мечтать – ведь доступ к распространению и популяризации творчества путём сольных концертов и видеоклипов у них ОГРАНИЧЕН решением «Группы представителей творческого содействия»!
 
Непонятно, каким образом люди, входящие в «Группу представителей творческого содействия» определяют уровень мастерства и таланта артиста. Разве существуют критерии оценки таланта и мастерства? Или все-таки оценка таланта и мастерства это прерогатива слушателей (общества, индивида), а свобода творчества и самовыражения не должна ограничиваться ни под каким предлогом!
 
Таким образом, в Узбекистане чтобы выдать РАЗРЕШЕНИЕ на публичное музыкальное творчество артиста, его оценивает некая «Группа представителей творческого содействия»! Информация о людях, входящих в эту группу и ответственно выполняющих задачи по ограждению общественности и молодёжи от безнравственности в ТВОРЧЕСТВЕ и строго следящие за уровнем мастерства и таланта артиста на сайте отсутствует.
 
Полагаю, что общественности, которую так рьяно ограждают от «недостойного поведения» артистов, будет интересно узнать, кто в конечном итоге принимает решает о «профпригодности» артиста и допуске к концертно-зрелищной деятельности. Огласите весь список, пожалуйста!
 
Необходимо отметить, что свобода слова гарантируется Конституцией Республики Узбекистан. Каждый имеет право на свободу мысли, слова и убеждений (ст. 29). Каждому гарантируется свобода научного и технического творчества, право на пользование достижениями культуры (ст. 42). Творчество – это такая же форма самовыражения, которая является формой свободы мысли, слова и убеждений.
 
Свобода слова также имеет художественную форму выражения в виде музыкальных композиций, литературных произведений, кинофильмов и так далее. Следовательно, любое ограничение свободы слова, в том числе ограничение свободы творчества и художественной формы самовыражения является формой цензуры, которая, в соответствии с Конституцией Узбекистана не допустима.
 
Согласно Конституции свобода мнений и их выражения может быть ограничена законом по мотивам государственной или иной тайны. Любое другое ограничение является нарушением конституционных прав, а нормы, ограничивающие права артиста, не соответствуют Конституции.
 
Ни один современный музыкант, творящий в стиле альтернативной музыки, никогда не будет соответствовать критериям и рейтинговым группам указанным выше. Любое творчество имеет право на существование безотносительно ненаучного понятия «менталитет», так как любой индивид решает сам что слушать и какая музыка ему интересна. Работы великого художника Ван Гога, поэзия Джона Китса, музыка Иоганн Себастьян Баха, работы Франца Кафки, романы Оскара Уайлда, альтернативные рок-музыканты тоже в своё время были признаны обществом как несоответствующие «высокому уровню художественного творчества».
 
«Узбекконцерт» в своей публикации на официальном сайте утверждает следующие тезисы:
 
«Из-за того, что отдельные исполнители ведут себя самовольно, в их поведении, культуре одежды, разговорах, т.е. в культуре общения проявляются ситуации, противоречащие нашим национальным ценностям». Что такое «национальные ценности»?  Видимо «Узбекконцерт» не учитывает, что Узбекистан прежде всего многонациональное государство, где проживают бок о бок множество народов и национальностей, которые также имеют свои «национальные ценности». Так о каких именно «национальных ценностях» идёт речь? На основании чего «Узбекконцерт» осуществляет оценку «поведения, культуру одежды, разговоров» артистов?
 
«Это выступление исполнителя через социальную сеть не могло не вызвать негативные мысли среди молодежи и общественности. Подобными неподобающими действиями, совершенно не соответствующими нашим духовным ценностям, исполнитель регулярно нарушает требования лицензионного соглашения, заключенного с Учреждением». У «Узбекконцерт», видимо, где-то установлен аппарат, который отслеживает негативные мысли среди молодежи и общественности, реакцию на творчество артистов, владеющих лицензией. Либо, в подтверждение своих тезисов «Узбекконцерт» должен представить доказательства негативных последствий для общества и молодёжи в частности.
 
В заключение «Узбекконцерт» предупредил артистов не распространять «нелепые слова противоречащие этике артиста». Этические нормы не являются основанием для лишения права на занятие той или иной деятельностью. Более того, что значит «этика артиста» – где тот свод правил, которые артисты должны соблюдать? Напомню, что этические нормы, это нормы нравственности и морали, устанавливаемые в сообществе на ДОБРОВОЛЬНОЙ основе! Этика поведения – это не норма закона, она не может быть навязана никаким государственным органом.
 
Однако в рамках существующей системы регулирования концертно-зрелищной деятельности наблюдается явный перекос в сторону оценки творчества, не только как продукта, но и оценки уровня мастерства артиста и тотального контроля. «Узбекконцерт» требует уведомления о зарубежных поездках артистов, но свобода передвижения также конституционное право каждого гражданина.
 
К сожалению, система лицензирования деятельности артистов построена на ограничениях и размытых и неясных критериях, что не может не порождать возможности появления коррупционных схем. Так «Узбекконцерт» уполномочен принимать меры по содействию организаторам концертов в организации на высоком уровне концертно-зрелищных мероприятий и по недопущению организации и проведения концертов с низким содержательно-художественным уровнем, не соответствующих национальному менталитету, отрицательно влияющих на воспитание молодежи.
 
При этом, согласно своему Уставу в своей деятельности Государственное учреждение «Узбекконцерт» руководствуется Конституцией и законами Республики Узбекистан, постановлениями палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, указами, постановлениями и распоряжениями Президента Республики Узбекистан, постановлениями и распоряжениями Кабинета Министров Республики Узбекистан, своим Уставом, а также иными актами законодательства Республики Узбекистан.
 
Основополагающие международные документы в области прав человека, членом которых является Узбекистан также декларируют свободу слова во всех ее проявления в том числе в художественной форме.
 
Всеобщая декларация прав человека в статье 27 провозглашает:
 
– Каждый человек имеет право свободно участвовать в культурной жизни общества, наслаждаться искусством, участвовать в научном прогрессе и пользоваться его благами.
– Каждый человек имеет право на защиту его моральных и материальных интересов, являющихся результатом научных, литературных или художественных трудов, автором которых он является.
 
Международный Пакт о гражданских и политических правах в статье 19 провозглашает:

– Каждый человек имеет право беспрепятственно придерживаться своих мнений.
– Каждый человек имеет право на свободное выражение своего мнения; это право включает свободу искать, получать и распространять всякого рода информацию и идеи, независимо от государственных границ, устно, письменно или посредством печати или художественных форм выражения, или иными способами по своему выбору.
 
Узбекистан признает приоритет международных норм над национальным законодательством. Особенно, это касается документов в области прав и СВОБОД человека. Артист, автор и творец прежде всего индивид, чьи права могут быть ограничены только на основании веских причин, таких как угроза государственной безопасности, здоровья населения и общественного порядка.
 
Так, в публикации о лишении лицензии артиста Жахонгира Отжонова «Узбекконцерт» перечисляются законодательные акты как основание для прекращения лицензии на осуществление концертно-зрелищной деятельности.
 
Пункт 37 Положения о порядке лицензирования концертно-зрелищной деятельности устанавливает, что приостановление и прекращение действия лицензии, ее аннулирование производятся в случаях и порядке, предусмотренных статьями 22 — 24 Закона Республики Узбекистан «О лицензировании отдельных видов деятельности».
 
Статья 23 Закона Республики Узбекистан «О лицензировании отдельных видов деятельности», в свою очередь, устанавливает случаи когда лицензия прекращается.
 
1 – обращения лицензиата с заявлением о прекращении действия лицензии;
2 – ликвидации юридического лица — с момента ликвидации или прекращения его деятельности в результате реорганизации — с момента реорганизации, за исключением его преобразования, а также слияния при наличии у реорганизуемых юридических лиц на дату государственной регистрации вновь возникшего юридического лица лицензии на осуществление одного и того же лицензируемого вида деятельности;
3 – прекращения действия свидетельства о государственной регистрации индивидуального предпринимателя;
4 – ограничения в установленном порядке дееспособности индивидуального предпринимателя или признания его недееспособным;
5 – систематического или однократного грубого нарушения лицензиатом лицензионных требований и условий, предусмотренных в лицензионном соглашении;
6 – неустранения лицензиатом обстоятельств, повлекших за собой приостановление действия лицензии, в установленный лицензирующим органом или судом срок;
7 – установления незаконности решения лицензирующего органа о выдаче лицензии;
8 – прекращения срока действия лицензии.
 
При этом в своей публикации «Узбекконцерт» не уточняет на основании какого пункта действие лицензии под номером АА 7422 было прекращено от 14 октября 2019 года. Лицензирующий орган, в данном случае, «Узбекконцерт» имеет право прекратить лицензию на основании пунктов 1-5, а прекращение лицензии на основании пунктов 6-8 осуществляется только на основании решения суда.
 
Согласно той же статьи 23 Закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» решение лицензирующего органа о прекращении действия лицензии может быть обжаловано в суде. В случае признания судом необоснованности прекращения действия лицензии лицензирующий орган несет перед лицензиатом ответственность в размере понесённого им ущерба. Более того, моральный вред причиненный гражданину, тоже подлежит возмещению в случае признания действий «Узбекконцерт» незаконными.
 
Однако ни один из артистов, лицензии которых были прекращены, не пытался оспорить действия «Узбекконцерт» в судебном порядке. Хотя данное право есть у каждого и право на доступ к правосудию гарантируется государством.
 
В этом кроется, корень проблемы. Лица в отношении которых производятся противоправные, ограничивающие их естественные и конституционные права действия не идут за защитой своих интересов, не добиваются пересмотра решения, не говорят открыто, что цензура в сфере шоу-бизнеса существует и не пытаются бороться с данным явлением.
 
Примечательный факт, что в круг задач «Узбекконцерт» входит также мониторинг соблюдения лицензиатами законодательства об авторском праве и проведение работ по этому вопросу совместно с уполномоченными органами, внесение предложений в уполномоченные органы для принятия соответствующих мер при установлении фактов нарушения лицензиатами законодательства об авторском праве.
 
Однако, в данной области «Узбекконцерт» не проявляет того же уровня активности. Видимо полутеневое состояние шоу-бизнеса в Узбекистане заботит «Узбекконцерт» меньше, чем уровень нравственности, внешний вид или содержание видеоклипа артиста. Повсеместное нарушение авторских и смежных прав, происходящее при осуществлении той же концертно-зрелищной деятельности, использование охраняемых объектов авторского права без разрешения и выплаты вознаграждения в СМИ, широкое распространение пиратского контента и многие другие проблемы остаются вне поля зрения «Узбекконцерт».
 
Узбекистан только в 2019 году присоединился к трем международным документам в области охраны авторского права, прав исполнителей и изготовителей фонограмм – Договора ВОИС об авторском праве, Договора ВОИС о фонограммах, Женевской конвенции о защите прав производителей фонограмм от незаконного копирования.
 
Проблема формирования в обществе уважения к результатам творческой деятельности, создания легальных платформ с лицензированным контентом – все это видимо ничто, перед тем, как ведут себя артисты на свадьбе – сугубо частном мероприятии. Осыпание артиста деньгами – это верх безнравственности, согласно «Узбекконцерт», а использование чужого творческого труда без зазрения совести – рутина и норма.
 
На днях произошло знаковое событие – круглый стол на тему «Вопросы обеспечения свободы слова в Узбекистане» с участие послов ОБСЕ в рамках которого прозвучал тезис: «Узбекистан избрал путь открытости. Обратной дороги нет».
 
Следовательно, если открытость и свобода слова поставлены во главу угла, пришла пора открыто говорить о проявлениях и формах цензуры, и называть вещи своими именами. Свобода слова – это возможность самовыражения без страха быть наказанным и без ограничений под благовидным предлогом ущерба «национальному менталитету».
 
Свободное общество – это общество в котором каждый индивид волен определять свои ценности и выражать себя в любой, не запрещённой законом форме, в котором ценности не навязываются, а воспитываются, и никакая «Группа представителей творческого содействия» не имеет права стоять над законом и Конституцией.
 
Мадина Турсунова
Юрист в области интеллектуальной собственности и медиа.
Эксперт-юрист Юридической клиники для журналистов

 

Справка: Цензу́ра (лат. censura — «строгое суждение, суровый разбор, взыскательная критика») в ее общем понимании это система надзора за содержанием и распространением информации, печатной продукции, музыкальных и сценических произведений, произведений изобразительного искусства, кино- и фотопроизведений, передач радио и телевидения, веб-сайтов и порталов, в некоторых случаях частной переписки для ограничения либо недопущения распространения идей и сведений, признаваемых властями нежелательными..
 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.