Ассоциация инвалидов Узбекистана представила альтернативный доклад по осуществлению Республикой Узбекистан Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах. Доклад подготовлен на основании наблюдений, мониторинга, опроса лиц с инвалидностью, а также официальных данных, полученных по запросу от Государственного комитета Республики Узбекистан по статистике.

«Отношение общества к людям с инвалидностью демонстрирует уровень готовности, как государства, так и отдельных граждан, идти по пути развития демократии и уважения прав человека», - такими словами начинается доклад.


Ассоциация подчеркивает, что в национальном законодательстве, и в частности в законе «О социальной защищенности инвалидов в Республике Узбекистан» отсутствуют такие понятия как «дискриминация по признаку инвалидности», «универсальный дизайн», «инклюзивное образование», «разумное приспособление», «доступ к правосудию», «мобильность», «абилитация», «язык общения», а понятие «лицо с инвалидностью» противоречит Конвенции ООН «О правах инвалидов».

Замечания общего характера

По наблюдениям Ассоциации инвалидов 70% опрошенных людей с инвалидностью отметили, что из-за отсутствия доступной физической среды им большую часть своей жизни приходиться проводить дома. По всей республике всего 10% зданий имеют доступную физическую среду для использования людьми с инвалидностью. Так согласно данным Государственного комитета по статистике на 1 января 2019 года в республике функционируют 62 пассажирских транспортных средства, приспособленных для людей с инвалидностью, из них в Бухаре – 1, Джизаке - 1, Карши – 1, Самарканде – 2, Фергане – 6, Хиве – 1, Ташкенте – 51.

Не дискриминация

В докладе отмечается, что в национальном законодательстве отсутствует понятие «Дискриминация по признаку инвалидности» как это определено в статье 2 Конвенции ООН «О правах инвалидов», которую Узбекистан подписал 27 февраля 2019 года. Ассоциация отмечает, что в законодательстве также отсутствует система мер ответственности за допущение дискриминации по признаку инвалидности. Отсутствие понятия «Дискриминация по признаку инвалидности», а также ответственности за дискриминацию по признаку инвалидности, является барьером для осуществления судебной защиты и обжалования нарушенных экономических, социальных и культурных прав людей с инвалидностью.

Право на труд

Людям с инвалидностью, которым присвоили 1 или 2 группу инвалидности, в заключении о трудовой деятельности выдаваемой ВТЭК, пишется, что они нетрудоспособны.

«Для человека с инвалидностью, ищущего работу - это заключение равносильно «смертному приговору» так как никакой работодатель с таким заключением на работу не возьмет. Существующая практика определения инвалидности по критерию утраты степени трудоспособности, противоречит как внутреннему, так и международному законодательству. Например, в Трудовом кодексе, в качестве работника фигурируют инвалиды как 1-ой так и 2-ой группы, а Конвенция ООН «О правах инвалидов», инвалидность определяет не по утрате степени трудоспособности, а наличием средовых барьеров», - отмечается в докладе Ассоциации инвалидов Узбекистана.


Сложившаяся практика установления инвалидности также противоречит здравому смыслу, считают в Ассоциации, так как фактически невозможно определить степень утраты трудоспособности, ведь даже парализованный человек при нынешнем развитии коммуникационных технологий может работать интеллектом и имеет право трудиться. «Проблема осложняется еще и тем, что сотрудники ВТЭК в основном являются специалистами медицинского профиля, которым трудно оценивать профессиональные и социальные факторы при разработке рекомендации о трудоспособности инвалида», - говорится в докладе.

По состоянию на 1 января 2018 года по обязательной 3% квоте трудоустройства людей с инвалидностью, по Республике было трудоустроено всего 2% от трудоспособных людей с инвалидностью.

«Отсутствие действенного государственного и общественного контроля. Государственный контроль за соблюдением предприятиями и организациями 3% обязательной квоты трудоустройства лиц с инвалидностью, возложен на Министерство занятости и трудовых отношений, которое практически устранилось от этой своей обязанности, одной из причин этого является не заинтересованность данного министерства в сборе штрафов за не соблюдение 3% квоты, так как на практике суммы штрафов попадают не на расчётный счёт Министерства занятости и трудовых отношений, а на расчётный счёт Министерства финансов», - подчеркивает Ассоциация.


Право на социальное обеспечение

В докладе отмечается, что применяемые при проведении медико-социальной экспертизы критерии для установления инвалидности основываются на методике 40-летней давности, что усугубляется также отсутствием углубленных научных исследований в данной сфере.

«Процедура официального оформления инвалидности, а также её подтверждения (переосвидетельствования), дающая право на меры государственной поддержки, является непрозрачной, весьма забюрократизированной и унижает человеческое достоинство людей с инвалидностью.[…] На практике встречаются случаи ежегодного переосвидетельствования лиц с инвалидностью, имеющих невосстанавливаемое нарушение здоровье, например, ампутированные или атрофированные конечности, ДЦП и т.д», - отмечает Ассоциация.

В Республике действуют 7 предприятий по производству протезной продукции и технических средств реабилитации для инвалидов, из которых современным требованиям отвечают лишь 2 предприятия, подчеркивают авторы доклада.

Так по данным Ассоциации инвалидов 90% опрошенных людей с инвалидностью высказали недовольство качеством социальных услуг по обеспечению протезно-ортопедическими изделиями и техническими средствами реабилитации.

«Согласно законодательству, инвалиды I и II групп имеют право на получение бесплатных медицинских услуг (кроме стоматологических и косметических) в частных медицинских учреждениях. Однако на практике данная социальная услуга не работает, по причине того, что не определен перечень бесплатных медицинских услуг для лиц с инвалидностью, оказываемых частными медицинскими учреждениями», - говорится в докладе.


Право на достаточный жизненный уровень, включая питание, одежду и жилище

Как отмечают авторы доклада, в статье 39 Конституции Республики Узбекистан, сказано, что пенсии и пособия не должны быть ниже минимального прожиточного минимума, однако до сих пор все еще не внедрены понятия «потребительская корзина» и «прожиточный минимум», являющиеся важным фактором определения размера пенсий и пособий.

«По наблюдению и расчётам Ассоциации инвалидов установленный государством минимальный размер оплаты труда покрывает 60% расходов минимального прожиточного уровня», - отмечает Ассоциация.

Участие в культурной жизни, пользование результатами научного прогресса

Авторы доклада сообщают, что отсутствие равного и пропорционального бюджетного финансирования спортсменов с инвалидностью и без нее, привело к тому, что в стране отсутствует специализированный спортивный центр, для подготовки и тренировки паралимпийцев, не оплачивается работа тренеров, закупка оборудования и спортивного инвентаря, аренда спортивных помещений, организация и проведение спортивных соревнований.

«Все эти расходы спортсмены с инвалидностью должны покрывать за свой счет или находить спонсоров, аналогичные расходы спортсменов, не имеющих инвалидность, оплачиваются из средств государственного бюджета», - подчеркивают в докладе.

Из 107 проверенных официальных веб сайтов 88 доступны для слабовидящих, масштабирование шрифтов и элементов интерфейса с помощью веб-инструментов доступно на 67, возможность звукового отслеживания действия пользователя на веб-сайте на 47, видеоролики, выражающие информацию жестовым языком – 0.

Рекомендации

Помимо принятия закона «О правах лиц с инвалидностью», Ассоциация рекомендует перейти на современную систему определения инвалидности на основе
Международной классификации функционирования ограничений жизнедеятельности и здоровья.

Помимо прочего предлагается:

- разработать и принять государственную программу «Доступная физическая среда»
- разработать и принять государственную программу по трудоустройству людей с инвалидностью
- разработать и принять закон «Об инклюзивном образовании»
- создать единый орган социальной защиты населения
- создать при Кабинете Министров Республике Узбекистан межведомственный комитет по вопросам инвалидности
- учредить должность уполномоченного по правам людей с инвалидностью.