Повышение экономического роста: зачем трудоустраивать людей с инвалидностью

23 февраля в Ташкенте по инициативе Фонда развития культуры и искусства прошла международная конференция на тему трудоустройства людей с инвалидностью. По статистике за 2020 год в Узбекистане около 654 тысяч людей с инвалидностью, из них 163 тысячи – трудоспособны, трудоустроены – 20 тысяч. Дильмурад Юсупов, докторант Института исследований проблем развития Университета Сассекса (Великобритания) призвал смотреть на людей с инвалидностью как на экономическую силу, а не как на обузу.

Эксперт рассказал об опыте Великобритании в сфере трудоустройства людей с инвалидностью. Около 20% из более 66 млн человек – это люди с инвалидностью, то есть 13,2 млн человек имеют инвалидность.

«50% людей с инвалидностью – трудоспособное население. Более 4 млн людей с инвалидностью в Великобритании работают. В Узбекистане ООН проводила ситуационный анализ и выявила, что у людей с инвалидностью в четыре раза меньше шансов трудоустроиться по сравнению с людьми без инвалидности».
Дискриминация на рынке труда по признаку инвалидности не позволяется благодаря The Equality Act, который был принят в 2010 году.

«В Узбекистане большое количество людей с инвалидностью не обращаются по поводу дискриминации в суд и даже не понимают, что действия совершенные в отношении них – это дискриминация. В Великобритании, если человек сталкивается с дискриминацией во время интервью или в процессе работы, он может подать в суд и получить моральное возмещение. Судебная система хорошо работает, а каждый работодатель боится потерять свою репутацию, к тому же судебные разбирательства требуют дополнительных расходов».

Человек с инвалидностью в Узбекистане не будет судиться с компанией, не принявшей его на работу, потому что здания судов недоступны.

В Великобритании работодатель должен предоставить работнику с инвалидностью разумные приспособления на рабочем месте.

«Нельзя, чтобы люди с инвалидностью оказались в невыгодном положении. Разумное приспособление – это концепция из Конвенции ООН о правах инвалидов. Это может быть пандус, брайлевский дисплей».

В стране существует госпрограмма Access to work для поддержки людей с инвалидностью. Если люди нуждаются в дорогостоящем оборудовании (к примеру брайлевский дисплей стоит порядка $2000), то государство предоставляет финансовую поддержку.

«В Узбекистане на людей с инвалидностью смотрят не как на таланты, а смотрят как на обузу»

«В Узбекистане на людей с инвалидностью смотрят не как на таланты, а смотрят как на обузу. Меж тем люди с инвалидностью очень ответственно относятся к своей работе. В Великобритании делают ставку на то, что, не нанимая людей с инвалидностью, работодатели теряют конкурентное преимущество, которое является ключевым в бизнесе. Конкурентное преимущество в свою очередь является дополнительной возможностью заработка, особенно учитывая льготы и преференции законодательства».

В Великобритании на человека с инвалидностью смотрят также как на потенциального потребителя.

«Те компании, которые не являются инклюзивными – они теряют деньги потребителя. Согласно данным Purple pound, 75% людей с инвалидностью покинули веб-сайт или магазин из-за отсутствия доступной среды. Рынок покупательской способности людей с инвалидностью и их семей оценивается ежегодно в 249 млрд фунтов [свыше 352 млрд долларов – ред.]. В развитых странах население стареет и с этим процессом будет увеличиваться количество людей с инвалидностью, а рынок будет расти».

Работа с бизнес-сообществом и выводы для Узбекистана

Дильмурад Юсупов предлагает внедрить в Узбекистане систему сертификации работодателей как в частном, так и государственном секторах, которые дружелюбны к людям с инвалидностью и желают видеть их среди своих работников.

«Идея состоит в том, что чем больше работодателей присоединиться к этой системе сертификации, тем более инклюзивными работодатели будут. Сейчас в подобной системе в Великобритании зарегистрировано 18 тысяч работодателей, к 2027 году планируется трудоустроить еще 1 млн людей с инвалидностью. Наличие сертификата на сайте компании означает, что компания инклюзивная. Эта программа существует не только для сертификации, но и для повышения осведомленности общества».

Эксперт также приводит в пример Business Disability Forum, в котором принимают участие такие крупные компании как Shell, Microsoft. Форум по вопросам трудоустройства людей с инвалидностью проводится ежегодно и существует уже 25 лет.

«Какие выводы можно сделать для Узбекистана? Первое – это неработающее законодательство, 3% квота по трудоустройству обязывает работодателей, но не дает понять, что трудоустраивать людей с инвалидностью выгодно. Второе – необходима более тесная работа бизнес-сообщества с организациями людей с инвалидностью. Сейчас они действуют в отрыве друг от друга, а подобные форумы как в Великобритании, в Узбекистане не организутся. Третье – необходимо информирование общества о плюсах найма людей с инвалидностью, именно с точки зрения выгоды, ведь в рыночной экономике думают только о максимизации прибыли. Последнее – это правовая поддержка –в Узбекистане почти нет организаций, которые оказывают юридическую поддержку людям с инвалидностью по вопросам трудоустройства. Те запросы, которые поступают в общественное объединение «Шароит плюс» на 90% касаются вопросов трудоустройства».

Отсутствие контроля и недоступная инфраструктура


Ойбек Исаков. Фото: Фонд развития культуры и искусства

Ойбек Исаков, председатель Ассоциации инвалидов Узбекистана отметил, что на сегодняшний день законом предусмотрено всего 3% квот на трудоустройство людей с разной степенью инвалидности. «Но мы по-прежнему не имеем адекватных сведений о контроле выполняемой работы в соответствии с законом. Безусловно, нужно сделать цифры и статистику прозрачными, это покажет вектор движения, так мы выработаем план и ответственных за него».


Раъно Шодиева, слева. Фото: Фонд развития культуры и искусства

Директор Республиканского центра детей и молодёжи с ограниченными возможностями «Меҳрли қўллар» Раъно Шодиева: «Наряду с трудоустройством важно помнить и об инфраструктуре. Людям с инвалидностью нужно как-то добираться на работу. Мы должны создать максимально комфортные условия для работы, прежде чем начнём создавать вакантные места».

Начальник отдела транспортной инфраструктуры Мининноваций Мирзиёед Мирсаитов отметил, что министерством ведется разработка нескольких проектов в сфере инклюзии. Он привел в пример проект инновационной трости и рассказал о локализации производства брайлевского дисплея.

«Брайлевский дисплей напечатан на 3D-принтере. Это пока прототип, имеются определенные нюансы, мы работаем над ними и хотим снизить стоимость дисплея до 100 долларов».

На конференции отмечалось, что приглашенные представители некоторых госорганов не пришли. «Им бы хорошо было услышать фидбек от сообщества, чтобы не работать в одностороннем порядке».

«Работодателям легче дать человеку с инвалидностью денег, нежели его трудоустроить»

Аниса Шамсутдинова, координатор общественного объединения «Шароит плюс», специалист-практик по инклюзивным пространствам, отметила, что в конце марта «Шароит плюс» запустит рекрутинговый портал для людей с инвалидностью.

«В Узбекистане достаточное количество квалифицированных людей с инвалидностью, которые нуждаются в трудоустройстве, но при этом не могут трудоустроиться. В этом большую роль играют стереотипы и предубеждения работодателей о квалификации сотрудника. Работодателю легче дать человеку с инвалидностью денег, нежели его трудоустроить».

Аниса Шамсутдинова предложила ввести временное или пробное трудоустройство для людей с инвалидностью, которое давно практикуется в соседних странах таких как Казахстан, Таджикистан. По ее словам, работодатели также не знают о льготах и преференциях трудоустройства людей с инвалидностью.

«В СМИ мало уделяют внимания вопросу трудоустройства людей с инвалидностью, а работодатель зачастую не знает, как обеспечить эргономику».

Аниса отмечает, что созданием рабочих мест для людей с инвалидностью занимаются чаще всего те люди, у которых есть дети или родственники с инвалидностью.

«На слуху компания Evos, которая трудоустроила людей с инвалидностью. Наше объединение выходило с предложением к другим компаниям, но у работодателей нет понимания зачем им трудоустраивать людей с инвалидностью. Мотивации нет – оно и понятно, ведь даже госорганы не особо трудоустраивают людей с инвалидностью. Если госорганы на своем примере покажут позитивные примеры трудоустройства, то тогда может быть подключится и бизнес-сектор».

Ежегодно выпускников вузов с инвалидностью становится все больше, и они могут внести вклад в экономику страны, отметила эксперт.

Дана Опарина

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.