Россия не выпускает, Узбекистан не забирает: «Я попал в замкнутый круг»

Россия не выпускает

Эта история, над которой работала редакция около трех месяцев, полна случайностей, закономерностей и тенденций, но все же есть надежда, что она завершится благополучно для героя, который в один из июльских вечеров набрал по WhatsApp номер Anhor.uz. Мальчишечий голос просил содействия в разрешении проблемы.
 

Искандар Раззоков живет, а точнее выживает, в России. У него отобрали паспорт, и он не может вернуться в Узбекистан. Из-за отсутствия документов Искандар вынужден заниматься тяжелым трудом на стройке за 500 рублей в день, тогда как его коллеги зарабатывают втрое больше.
 
Житель Сурхандарьинской области Искандар Раззоков приехал на заработки в Россию три года назад. В марте 2020 года мигранты из Таджикистана, применив силу, забрали деньги и паспорт, пообещав вернуть документ за 10 тыс. рублей. Искандар в тот же день обратился в полицию, чтобы восстановить документы. Однако стражи правопорядка отмахнулись, сказав, что лишних забот им не нужно, пусть разбирается сам. Вот уже полгода Искандар обивает пороги консульства РУз, в надежде восстановить документы и уехать домой.

«Я ехал в Россию, чтобы немного заработать и помочь маме на Родине, которая содержит  всю семью на одну пенсию и перебивается случайными заработками. Но все пошло не по плану и сегодня мама ищет помощь в различных ведомствах Узбекистана, чтобы вернуть меня домой. Мои проблемы начались в начале этого года, когда в свой выходной день решил немного подработать вместе с несколькими мигрантами из Таджикистана. Я не знал, кто эти люди, впервые познакомился с ними на работе, а в конце рабочего дня они отобрали у меня все, что у меня есть. Я шел от метро домой, по дороге обналичив немного денег и купив на них продукты. Недалеко от дома мне перерезали путь четверо мужчин, двое из которых скрутили мне руки и отобрали сумку с продуктами, деньгами и документы – миграционную карту и паспорт. Мне пригрозили, что если в течение недели не принесу им 10 тыс. рублей, то не увижу свои документы. Я попытался попросить вернуть хотя бы паспорт и пообещал, что никому жаловаться не стану, но меня никто не стал слушать. В тот же день я обратился в полицию, но мне там не помогли – «не до твоих проблем», сказали правоохранители и послали меня к участковому, который тоже не смог мне помочь. Мое заявление до сих пор не рассмотрено», – рассказывает в интервью корреспонденту Anhor.uz Искандар Раззоков.

Лишившись паспорта Искандар потерял все, что у него было в России – угол в съемной квартире, работу. Работодатели, боясь проблем с миграционной службой, не хотели связываться с иностранцем, у которого проблемы с документами. «Я элементарно не мог получить койку в хостеле, везде мне отказывали. Я ночевал на улице в мороз. Неоднократно обращался в консульство Узбекистана в Санкт-Петербурге, но меня даже не впускают внутрь здания. Для оформления сертификата на возвращение домой сотрудники консульства просят, чтобы я предоставил им справку об утери документов от участкового, но проблема в том, что встреча с участковым заканчивается для меня штрафом в размере 5 тыс. рублей за отсутствие документов и никто эту справку мне не выдает. Я попал в некий замкнутый круг. Ксерокопию паспорта тоже не признают в консульстве.

В Узбекистане мама обращается в государственные учреждения за помощью, и тоже безуспешно. Я не знаю, что делать и куда еще обращаться. Благодаря неравнодушным людям, нашим землякам, меня взяли на работу на стройку. Я работаю за 500 рублей в день, тогда как мои коллеги зарабатывают по 60 – 70 тыс. рублей в месяц. Моего заработка хватает только на то, чтобы прокормить себя. У меня нет ни денег на билет, ни документов. Но я очень хочу домой», – сказал Искандар Раззоков.

После звонка Искандара, редакция обратилась на «Горячую линию» неправительственной организации «Истикболи авлод». Это одна из немногих организаций, занимающаяся противодействием торговли людьми. То, что случилось с Искандером – квалифицируется как торговля людьми. Ежегодно в мире сотни тысяч человек становятся объектом торговли для целей принудительного труда, подневольной работы. Это слаженная система, использующая прорехи и огрехи в законодательстве, экономическую и политическую нестабильность, социальную незащищенность людей.

Оказалось, что «Истикболи Авлод» имеет партнерские организации в Санкт-Перербурге, которые включились в решение проблемы Искандара Раззокова. Но главное, после обращения Председателя правления «Истикболи Авлод» Нодиры Каримовой в Консульство Узбекистана в Санкт-Петербурге для содействия в решении проблемы, появилась надежда, что вопрос решится в ближайшее время.

 PS: В Санкт-Петербурге пока днем относительно тепло, но ночью температура падает ниже нуля, а завтра начинаются дожди…
 
Элина Рустамова
 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.