COVID-неопределённость: разговор с психологом о страхах, изоляции и гражданской сознательности

COVID-неопределённость: разговор с психологом о страхах

Пандемией коронавируса сегодня охвачено более 150 стран. Сотням тысяч взрослых и детей диагностируют инфекцию, десятки тысяч умирают. Об опасности COVID-19 говорят специалисты ВОЗ и врачи-эпидемиологи по всему миру. Их слова иллюстрирует статистика, которая обновляется каждый день в режиме онлайн. Однако до сих пор в интернете и реальной жизни встречаются люди, которые не верят, что пандемия происходит взаправду. По их мнению, коронавирус – это заговор маркетологов, всемирная журналистская истерия или очередная попытка сверхдержав перекроить планету под себя. Корреспондент Anhor.uz поговорила с кризисным психологом, директором Центра психологической поддержки семьи «Trening-Studiya DAR» Инной Орловой о новой реальности Узбекистана и людях, которые пытаются понять, как в ней существовать. 

 
– Как, с позиции психологии, можно объяснить поведение людей, которые не верят (иногда демонстративно) в реальность пандемии коронавируса и объясняют сложившуюся ситуацию теориями заговоров? 
 
– Такие ситуации, как реальная эпидемиологическая угроза, показывают, способны ли мы действовать разумно, когда тревога, страх и паника уже дают о себе знать. К сожалению, не все люди понимают, что надо придерживаться правил карантина. 
 
Для Узбекистана это новая реальность – опыта проживать пандемию у нас нет. Самоизоляция у большинства вынужденная, а потому вызывает протестную реакцию в виде саботажа. Людям кажется, что так они сохраняют контроль над ситуацией. 
 
Нужно время, чтобы население адаптировалось к новым реалиям и приняло правила. Пока принятия нет, мозг видит только прежние опоры – свободу передвижения, выход в людные места без маски – и цепляется за них. Опасности и угрозы настоящего психика отвергает – многим хочется делать вид, что всё по-прежнему, а сказки про коронавирус просто придумали. 
 

Вирус коварен тем, что невидим. Знания из области вирусологии у нас самые примитивные. Большинство людей не в курсе, как устроен человеческий организм, медицинскую терминологию просто не понимают. А вот, например, медийные лица мы постоянно наблюдаем в информационном поле. Поэтому когда они объясняют пандемию, предположим, конфликтом между США и Китаем, многим такое принять проще, чем серьёзно отнестись к незримой угрозе.

 
– Люди, которые просто продолжают жить обычной жизнью и не соблюдают правила карантина – они другие? Какие у них мотивы? 
 
– Они либо беспечны до глупости, либо проживают стадию отрицания. В нынешней ситуации мы лишились своей идентичности, привычного уклада жизни. Это всегда утрата. Существует пять стадий её проживания: отрицание, агрессия, торг, депрессия и принятие. Только на стадии торга люди соглашаются с требованиями карантина и признают, что социальное дистанцирование в борьбе с респираторными инфекционными заболеваниями – важнейшее условие их нераспространения.
 
– Массовые закупки в супермаркетах. Можно ли оправдать такое поведение и нужно ли? Чего в нём больше: рациональности или вреда? 
 
– Коронавирус, как любой вирус, против которого нет эффективного лечения и вакцины, – невидимый враг, просчитать его невозможно. Страх неизвестности и чувство утраты контроля заставляет людей делать стратегические запасы без критического осмысления ситуации. Они не рассчитывают на эффективную и своевременную поддержку и помощь государственных структур и поэтому стремятся обеспечить себя по максимуму. Глядя на закупленные товары, люди восстанавливают утраченное спокойствие. 
 
Это поведение можно понять, но не нужно его оправдывать. Никто не отменял спекулянтов, которые делают грязный бизнес в трудное для всех время. Многие закупаются с оптовым размахом, чтобы тут же перепродать втридорога. Если у человека психология «каждый сам за себя», его надо останавливать буквой закона.
 
Важно сохранять здравый смысл и самообладание, чтобы не поддаваться закупочной истерии и остановить эту цепную реакцию. В наших супермаркетах уже ввели ограничения на количество покупаемого товара. Есть объявления «2 кг гречневой крупы в одни руки». Можно обратиться к логике: как ни крути, а детей и стариков надо кормить едой, приготовленной из свежих продуктов. Поэтому смысла сметать с полок весь продуктовый ассортимент нет.
 
– В сети много информации о коронавирусе. Чем больше читаешь, тем отчетливее ощущаешь, например, боль в горле, повышенную температуру. Почему такое происходит? Как в условиях эпидемии оставаться адекватным и способным отличать надуманные симптомы от реальных?
 
– Мы постоянно мониторим новостную ленту: фиксируем, сколько заражённых выявлено за сутки, количество летальных исходов по странам; знаем, что любой человек может быть переносчиком инфекции, что лекарства пока нет, но известны симптомы, косвенно указывающие на возможность инфицирования. Т.е. люди настроены на волну информации о коронавирусе. Мы встревожены и испытываем стресс. Он вызывает сбой в системе распознавания импульсов от внутренних органов и систем нашего организма.

Норма теперь воспринимается как патология. Закашлялись – испугались. Чувствительность возросла – и вот уже кажется, что горло болит. 

Нормальное беспокойство о своём здоровье перерастает в мнительность, когда мы начинаем шарахаться от случайного прикосновения, кашляющий человек вызывает у нас аритмию, а чихнувшего в общественном месте хочется эвакуировать как можно дальше. 
 
Сейчас не меньшее зло, чем коронавирус – информационная эпидемия страшилок. Рекомендую воздержаться от интернет-сёрфинга, иначе можно получить стойкое эмоциональное расстройство, которое называется «киберхондрия». Это вариант ипохондрического расстройства. Оно возникает на почве навязчивого страха заболеть и поиска в интернете на всевозможных медицинских и околомедицинских сайтах описания симптомов тяжёлых недугов.
 
Если человек постоянно тревожится о своём здоровье, консультируется у нескольких специалистов и всё равно не доверяет их диагностике – это признаки того, что симптомы надуманные и лечить надо именно эмоциональное расстройство. Клиническими исследованиями доказано, что эмоциональные расстройства снижают иммунитет. В условиях пандемии коронавируса это совсем нежелательно.
 
– Власти призывают граждан к осознанности. А что это такое и что должно произойти, чтобы в человеке она запустилась?
 
– Гражданская осознанность – это способность понимать не только свои потребности, но и других людей, общества в целом. Неравнодушная позиция человека, который включает в свою идентичность осознание себя как гражданина. 
 
Начинается эта способность в семье и там же часто заканчивается, к сожалению. Но если детей научили уважать чужой труд, право на тишину и отдых, бережно относиться к местам общего пользования, природе, помогать детям, старикам, больным и людям с ограниченными возможностями, то из них вырастают осознанные взрослые с твёрдой гражданской позицией. Такие люди не могут оставаться в стороне. Они всегда активно включаются в события: участвуют в благотворительных проектах, перечисляют средства в приюты для бездомных животных, не проходят мимо нуждающихся в любом виде помощи, выполняют требования по ограничению физических контактов во время пандемии и выбирают самоизоляцию без нытья и публикаций фейковых материалов. Причём делают это не из страха или чтобы заслужить похвалу, а потому что хотят быть частью общества и им не всё равно что в этом обществе происходит. 
 
Гражданскую осознанность надо воспитывать с детства: прививать вкус к качественной литературе, поощрять внимание и заботу, участливость и сострадание, осознавать себя индивидуальностью и вместе с тем частью целого.
 

– Сложилось впечатление, что в Узбекистане людям не так страшен вирус, как возможный срыв или перенос свадьбы, отказ в приёме гостей и другие отступления от традиций. Вводятся запреты, штрафы, но нарушения продолжаются. Почему мнение соседей, родни оказывается сильнее угрозы своему здоровью и здоровью близких? 
 
– Одна из ловушек нашего мышления устроена так, что менталитет часто оказывается сильнее здравого смысла. Люди стараются понравиться и угодить тем, кому нет до них никакого дела, и кто в любом случае найдёт за что раскритиковать и чем остаться недовольными. 
 
Так работает привитая с раннего детства модель. Когда человек не чувствует себя целостным, он ищет внешние точки опоры. Расположение соседей, знакомых выступает для него гарантом того, что он принят ими и находится в безопасности. Это детская позиция конформизма. Человек ссылается на чьё-то авторитетное мнение, традиции, обычаи – «все так делают». Он не готов выделяться из толпы и идти против сложившихся правил. Ему проще влезть в долговую яму, чем отказаться от помпезной свадьбы. 
 
В таких случаях нужна долгая работа по осознанию самоценности, сепарации от родителей, проработке здоровых личных границ. Если человек находится в детской позиции, ему трудно противостоять общественному мнению. Поэтому без психологического взросления и принятия полной ответственности за свою жизнь вряд ли получится как-то существенно изменить ситуацию. Человек должен «проснуться», чтобы уметь осознанно выбирать во что ему верить и как жить.
 
– В соцсетях травят «нулевую пациентку». Обвиняют её в том, что это она привезла вирус, и теперь город закрыт, люди остались без работы, денег. Достаётся и тем, кто возвращается чартерными рейсами. При этом негодующие могут не соблюдать правила карантина. Как это можно объяснить?  
 

Вирус неосязаем, а врага хочется знать в лицо. Он назначается испуганной толпой. Это могут быть китайцы, которые «едят все подряд», «нулевой больной», правительство, которое вовремя не закрыло границы и т.д. Людям становится легче, когда они находят виновного во всех своих бедах. 

Из-за дефицита сознательности и высокого процента легкомысленности многим кажется, что именно их беда не коснется. Если в их окружении нет реально заболевших, то угроза кажется надуманной, а погрешности в мерах профилактики допустимыми. Мало кто до конца понимает, что заражение происходит на бессимптомной стадии, когда ни инфицированный, ни контактирующие с ним не предполагают наличие болезни.
 
– В Китае зафиксировано рекордное количество разводов после снятия карантинного режима. Во Франции в период карантина увеличились случаи домашнего насилия. О чём вам, как психологу, это говорит? Возможны ли такие сценарии в нашем обществе?
 
– Карантин выбил людей из привычного состояния комфорта. Оказавшись снова наедине, партнёры не узнали друг друга. Это банальная проверка чувств, совместимости и общих целей. Способность выносить друг друга, когда нет возможности разбежаться по работам, разбавить ежедневный круглосуточный контакт общением с другими людьми, заниматься привычными делами вне дома.
 
Это касается и браков, заключённых по любви, и договорных. В первом случае партнёры часто не готовы к реалиям самоизоляции и жёсткого карантина – душа просит праздника, а его нет. В договорных браках иная история – люди создают семью для продолжения рода, объединения капиталов. Однако финал может быть тот же, ведь очень сложно выдержать присутствие нелюбимого и неблизкого душевно человека 24/7. Поэтому наблюдается всплеск насилия и желание развестись и там, где была любовь, и там, где были другие причины для супружества.
 
Чтобы минимизировать подобные последствия у нас, можно привлечь к сотрудничеству психологов, специалистов по семейным отношениям, экспертов в сфере развития эмоционального интеллекта и критического мышления. Организовать для них горячую линию, чтобы население могло получать короткие, но эффективные консультации, публикации в СМИ. Это поможет предотвратить эскалацию семейных конфликтов. 
 
– Как не сойти с ума дома, в изоляции? Нужно ли рассказывать детям о ситуации в стране и как объяснить активным пожилым родителям, что они в зоне риска, так, чтобы не спровоцировать инфаркт?
 
– Нельзя позволять себе застревать в негативе, концентрировать внимание на ограничениях, связанных с самоизоляцией. Делайте то, что привыкли делать, но подстроив под нынешние реалии. Занимайтесь тем, до чего прежде не доходили руки – онлайн-пространство предоставило широкий выбор курсов, есть бесплатный доступ к сайтам музеев и библиотек мира, к кинотекам. 
 
Важно обязательно объяснить детям, что происходит в стране и почему нужно сидеть дома и мыть руки. Дети – полноценные участники социальной жизни семьи и общества в целом. Они также могут быть переносчиками вируса и угрозой для пожилых родственников и соседей. Поэтому правила карантина распространяются на всех, в том числе и на детей. Когда взрослые умалчивают, дети всё равно чувствуют недоговоренность и напряжение. Поэтому им лучше иметь объективное понимание происходящего. 
 

С пожилыми людьми намного сложнее. Их социальная активность заключается в прогулках до магазина, походах до поликлиники, по аптекам и в ТЧСЖ. Сейчас это исключено, что является для пожилых людей стрессом, который негативно отражается на их физическом самочувствии.

Они не знают чем себя занять, если живут отдельно от своих детей. К тому же у родных нет рычагов воздействия на бабушек и дедушек с учётом их положения в семейной иерархии. Они пережили многие катаклизмы на своем веку и не очень понимают степень опасности, связанной с коронавирусом. Тем, кто живёт отдельно от пожилых родителей, рекомендую почаще звонить им, просить их посильной помощи. Пусть они учат с внуками стихи, проверяют домашние задания, читают им сказки по телефону. Самое время восстановить связь поколений. Кстати, когда нет дефицита общения, пожилым легче соблюдать предложенные меры предосторожности, потому что они чувствуют свою ценность для семьи и им есть для кого заботиться о своём здоровье.
 
– Можно ли сейчас, в ситуации неопределённости, строить планы на будущее? 


 
Нужно. Это успокаивает. Выстраиваются новые нейронные связи, которые получили задание – найти благоприятное решение. Значит, психика человека настраивается на позитивный исход событий. А когда есть фокус внимания, то это материализуется в пространстве вариантов.
 
Очень важно выявить точки опоры в условиях той неопределённости, в которой мы все оказались. У нас нет всей необходимой информации, чтобы делать точные прогнозы на будущее, поэтому инженерный подход (стратегическое планирование) не годится. А вот тактический подход – краткосрочное планирование – вызывает чувство интереса и азарт. Анализируйте ситуацию, возможные варианты развития событий и определяйте, как будете действовать, исходя из каждого. Уже сегодня можно пересмотреть свой бюджет, продуктовый набор, меню, планирование дня, чтобы ещё долгое время чувствовать себя достаточно комфортно. 
 
Подготовила Виктория Абдурахимова. 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.