«Прогулки по музеям, не выходя из дома»

«Прогулки по музеям

Удивительным образом на вопрос «чем заняться во время карантина?» ответил ташкентский предприниматель Акмаль Салихов. Его студия VRonica взялась за цифровизацию городских музеев.
 
Сегодня принять виртуальных посетителей готовы три музея: истории Узбекистана, истории Тимуридов и прикладного искусства. Отсняты государственные музеи искусств, природы, литературы имени Алишера Навои, а также дом-музей Абдуллы Каххара. Прогуляться по ним с помощью компьютеров и смартфонов можно будет уже на днях на сайте.
 
В очереди на цифровизацию 21 городской музей. Фактически работа над волонтёрским проектом началась 13 апреля, когда Государственный комитет по развитию туризма сообщил о том, что работает над развитием онлайн-туризма, поддержкой предпринимателей и стартаперов. Акмаль Салихов открыто заявил о своей готовности бесплатно взяться за разработку 360 и VR-туров по городским музеям.   
 
– Подумал, что карантин – отличная возможность это сделать. Все наши коммерческие съёмки на данный момент приостановлены, можно найти свободное время. Я вышел с предложением к заместителю министра инновационного развития Олимжону Туйчиеву, а мой партнер написал в Союз молодёжи. И вдруг всё закрутилось. Союз молодёжи в лице Музаффара Акрамова и лично председателя Алишера Саъдуллаева связался с министерствами инноваций и культуры, скоординировали действия. Уже на следующий день нам прислали список всех музеев Ташкента, причём с двумя о съёмке уже договорились; для передвижения по городу выделили транспорт. Честно говоря, не ожидал такой скорости в поддержке нашей инициативы, – рассказывает Акмаль Салихов.
 
К началу работы над проектом в портфолио студии уже значился Государственный музей истории Узбекистана. Его оцифровали в феврале по инициативе доцента кафедры «Мультимедийные технологии» ТУИТ Муаззам Артиковой для работы одного из магистров. Условия те же – на безвозмездной основе.
 
– Это была наша первая съёмка музея в формате 360 3D. Когда я увидел обработанные фотографии в шлеме виртуальной реальности, сложилось впечатление, что я побывал в музее. Тогда и подумал, что было бы здорово отснять все музеи когда-нибудь, – вспоминает предприниматель.
 
«Когда-нибудь» неожиданно приблизил карантин. Первым музеем, который VRonica оцифровала в рамках своего волонтёрского проекта, стал Государственный музей искусств.

– Больше всего поразило, что руководители музеев, с которыми мы встречались, знали про 360-технологии и, как оказалось, давно хотели реализовать такие виртуальные туры на своих сайтах. Все хорошо понимали, что мы делаем и зачем, поэтому всячески нам помогали, тепло относились. Это очень вдохновляет и мотивирует!  

Все масштабные съёмки проводятся силами двоих человек: самого Акмаля Салихова и технического директора компании Азизбека Гафурова. В творческом процессе участвует VR-камера Insta360 Pro2, которая считается одной из лучших в мире из-за высокого качества изображения – 12K 360 3D. Поскольку она «шестиглазая» и видит всё и сразу, в съёмках не используется постановочный свет и прочее оборудование – иначе оно сразу же попадёт в кадр. Решением стала технология HDR – когда камера делает три изображения, которые позволяют захватить максимальный динамический диапазон освещения и деталей. 


 
– На то, чтобы сделать одну фотографию, уходит 10-15 минут, на обработку – в четыре раза больше. Все изображения в специальной программе «сшиваем» в единое целое, потом приступаем к цветокоррекции. Когда снимки готовы, мы собираем фототур в онлайн-платформе Rounde.me, с которой легко встраивать туры на свои сайты. Пока справляемся с Азизбеком – в день умудряемся отснять до 50 точек. Но объёмы фотографий растут и становится всё сложнее их обрабатывать. Чувствую, придётся подключать ребят из команды, которые сейчас занимаются, в основном, коммерческими проектами, – рассказывает Акмаль Салихов.
 
VRonica – частная компания, которой, как и ряду других, в режиме карантина существовать довольно непросто. Не могу не спросить, почему заниматься музеями решили на безвозмездной основе.
 

– Когда я сказал команде «давайте отснимем музеи бесплатно», конечно, встретил недоумение. Оно естественно и логично: мы – стартап, у нас нет финансовой подушки на благотворительность. Тем более мы вполне возможно отсекаем потенциальный заказ, который мог бы прийти в будущем – в среднем один большой музей по прайсу стоил бы около 15 млн сумов. Но в тоже время я верю, что надо уметь делиться, не оглядываясь на ожидания, упущенную выгоду. Хочу, чтобы наша компания выработала эту привычку с самого начала, чтобы поиск возможности сделать что-то хорошее стал частью внутренней культуры. Во всем мире на период карантина известные музеи открыли бесплатные виртуальные туры, а нашим даже открыть нечего. Поэтому мы сейчас решаем обе проблемы: создаём виртуальные туры и даём к ним доступ для всех желающих. Как оказалось, у людей есть потребность в этом – музей истории, к примеру, уже виртуально посетили более 4000 раз, – говорит Акмаль Салихов.

 
Предприниматель признаётся, что не ожидал интереса к музеям ни от интернет-пользователей, ни от самого себя:
 
– Последний раз я был в музее в конце декабря прошлого года. Забирал посылку в районе вокзала. Со мной был сын, который захотел посмотреть на поезда. Так мы оказались в Музее железнодорожной техники, гуляли одни. Работа над проектом поменяла моё отношение к музеям как к чему-то скучному. Нахожусь под впечатлением от дома-музея Абдуллы Каххара, музея прикладного искусства, который, оказывается, очень популярен среди туристов и в котором, к своему стыду, я никогда не был. Когда карантин закончится, начну исправляться и в следующий раз вместо того, чтобы пойти с семьёй в пиццерию, свожу их в музеи, покажу сыну эту красоту.
 
Акмаль Салихов считает, что появление VR-туров увеличит количество реальных визитов в музеи. Также виртуальные экспозиции могут помочь школьникам и студентам в областях, которые интересуются или изучают музейное дело, но не имеют возможности часто бывать в столице.
 
Предприниматель рассказал, что к нему приходят запросы на съёмку достопримечательностей и других значимых объектов за пределами столицы.  


 
– Для того, чтобы охватить проектом всю страну, потребуется либо очень много времени, если работать будет одна команда, либо 2-3 команды с одинаковым оборудованием. VR-камеры дорогие, поэтому масштабироваться бесплатно вряд ли получится. Как предприниматель, я всегда ищу Win-Win модели. Возможно, нам удастся привлечь спонсоров к проекту, получить гранты. Может, они есть, но мало кто об этом знает, – говорит Акмаль Салихов.
 
По его словам, во многих музеях запланированы реконструкции. На время работ их, скорее всего, закроют. Виртуальные туры в этот период смогут полноценно заменить физические посещения и предоставить свободный доступ к коллекциям.   
 
– Время уделить внимание этому вопросу уже настало, – считает предприниматель. – Музеям пора активнее привлекать посетителей: интересные экспозиции, инфоповоды, современные технологии и контент. То, что модно в мире, должно стать таковым и у нас.
 
Виктория Абдурахимова

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.