Удивительным образом на вопрос «чем заняться во время карантина?» ответил ташкентский предприниматель Акмаль Салихов. Его студия VRonica взялась за цифровизацию городских музеев.
 
Сегодня принять виртуальных посетителей готовы три музея: истории Узбекистана, истории Тимуридов и прикладного искусства. Отсняты государственные музеи искусств, природы, литературы имени Алишера Навои, а также дом-музей Абдуллы Каххара. Прогуляться по ним с помощью компьютеров и смартфонов можно будет уже на днях на сайте.
 
В очереди на цифровизацию 21 городской музей. Фактически работа над волонтёрским проектом началась 13 апреля, когда Государственный комитет по развитию туризма сообщил о том, что работает над развитием онлайн-туризма, поддержкой предпринимателей и стартаперов. Акмаль Салихов открыто заявил о своей готовности бесплатно взяться за разработку 360 и VR-туров по городским музеям.   
 
- Подумал, что карантин - отличная возможность это сделать. Все наши коммерческие съёмки на данный момент приостановлены, можно найти свободное время. Я вышел с предложением к заместителю министра инновационного развития Олимжону Туйчиеву, а мой партнер написал в Союз молодёжи. И вдруг всё закрутилось. Союз молодёжи в лице Музаффара Акрамова и лично председателя Алишера Саъдуллаева связался с министерствами инноваций и культуры, скоординировали действия. Уже на следующий день нам прислали список всех музеев Ташкента, причём с двумя о съёмке уже договорились; для передвижения по городу выделили транспорт. Честно говоря, не ожидал такой скорости в поддержке нашей инициативы, - рассказывает Акмаль Салихов.
 
К началу работы над проектом в портфолио студии уже значился Государственный музей истории Узбекистана. Его оцифровали в феврале по инициативе доцента кафедры «Мультимедийные технологии» ТУИТ Муаззам Артиковой для работы одного из магистров. Условия те же – на безвозмездной основе.
 
- Это была наша первая съёмка музея в формате 360 3D. Когда я увидел обработанные фотографии в шлеме виртуальной реальности, сложилось впечатление, что я побывал в музее. Тогда и подумал, что было бы здорово отснять все музеи когда-нибудь, - вспоминает предприниматель.
 
«Когда-нибудь» неожиданно приблизил карантин. Первым музеем, который VRonica оцифровала в рамках своего волонтёрского проекта, стал Государственный музей искусств.

- Больше всего поразило, что руководители музеев, с которыми мы встречались, знали про 360-технологии и, как оказалось, давно хотели реализовать такие виртуальные туры на своих сайтах. Все хорошо понимали, что мы делаем и зачем, поэтому всячески нам помогали, тепло относились. Это очень вдохновляет и мотивирует!  

Все масштабные съёмки проводятся силами двоих человек: самого Акмаля Салихова и технического директора компании Азизбека Гафурова. В творческом процессе участвует VR-камера Insta360 Pro2, которая считается одной из лучших в мире из-за высокого качества изображения - 12K 360 3D. Поскольку она «шестиглазая» и видит всё и сразу, в съёмках не используется постановочный свет и прочее оборудование – иначе оно сразу же попадёт в кадр. Решением стала технология HDR – когда камера делает три изображения, которые позволяют захватить максимальный динамический диапазон освещения и деталей. 


 
- На то, чтобы сделать одну фотографию, уходит 10-15 минут, на обработку - в четыре раза больше. Все изображения в специальной программе «сшиваем» в единое целое, потом приступаем к цветокоррекции. Когда снимки готовы, мы собираем фототур в онлайн-платформе Rounde.me, с которой легко встраивать туры на свои сайты. Пока справляемся с Азизбеком – в день умудряемся отснять до 50 точек. Но объёмы фотографий растут и становится всё сложнее их обрабатывать. Чувствую, придётся подключать ребят из команды, которые сейчас занимаются, в основном, коммерческими проектами, - рассказывает Акмаль Салихов.
 
VRonica – частная компания, которой, как и ряду других, в режиме карантина существовать довольно непросто. Не могу не спросить, почему заниматься музеями решили на безвозмездной основе.
 

- Когда я сказал команде «давайте отснимем музеи бесплатно», конечно, встретил недоумение. Оно естественно и логично: мы – стартап, у нас нет финансовой подушки на благотворительность. Тем более мы вполне возможно отсекаем потенциальный заказ, который мог бы прийти в будущем - в среднем один большой музей по прайсу стоил бы около 15 млн сумов. Но в тоже время я верю, что надо уметь делиться, не оглядываясь на ожидания, упущенную выгоду. Хочу, чтобы наша компания выработала эту привычку с самого начала, чтобы поиск возможности сделать что-то хорошее стал частью внутренней культуры. Во всем мире на период карантина известные музеи открыли бесплатные виртуальные туры, а нашим даже открыть нечего. Поэтому мы сейчас решаем обе проблемы: создаём виртуальные туры и даём к ним доступ для всех желающих. Как оказалось, у людей есть потребность в этом - музей истории, к примеру, уже виртуально посетили более 4000 раз, - говорит Акмаль Салихов.

 
Предприниматель признаётся, что не ожидал интереса к музеям ни от интернет-пользователей, ни от самого себя:
 
- Последний раз я был в музее в конце декабря прошлого года. Забирал посылку в районе вокзала. Со мной был сын, который захотел посмотреть на поезда. Так мы оказались в Музее железнодорожной техники, гуляли одни. Работа над проектом поменяла моё отношение к музеям как к чему-то скучному. Нахожусь под впечатлением от дома-музея Абдуллы Каххара, музея прикладного искусства, который, оказывается, очень популярен среди туристов и в котором, к своему стыду, я никогда не был. Когда карантин закончится, начну исправляться и в следующий раз вместо того, чтобы пойти с семьёй в пиццерию, свожу их в музеи, покажу сыну эту красоту.
 
Акмаль Салихов считает, что появление VR-туров увеличит количество реальных визитов в музеи. Также виртуальные экспозиции могут помочь школьникам и студентам в областях, которые интересуются или изучают музейное дело, но не имеют возможности часто бывать в столице.
 
Предприниматель рассказал, что к нему приходят запросы на съёмку достопримечательностей и других значимых объектов за пределами столицы.  


 
- Для того, чтобы охватить проектом всю страну, потребуется либо очень много времени, если работать будет одна команда, либо 2-3 команды с одинаковым оборудованием. VR-камеры дорогие, поэтому масштабироваться бесплатно вряд ли получится. Как предприниматель, я всегда ищу Win-Win модели. Возможно, нам удастся привлечь спонсоров к проекту, получить гранты. Может, они есть, но мало кто об этом знает, - говорит Акмаль Салихов.
 
По его словам, во многих музеях запланированы реконструкции. На время работ их, скорее всего, закроют. Виртуальные туры в этот период смогут полноценно заменить физические посещения и предоставить свободный доступ к коллекциям.   
 
- Время уделить внимание этому вопросу уже настало, - считает предприниматель. – Музеям пора активнее привлекать посетителей: интересные экспозиции, инфоповоды, современные технологии и контент. То, что модно в мире, должно стать таковым и у нас.
 
Виктория Абдурахимова