Мутные торги

Мутные торги

Бытует мнение, что государственные закупки – кладезь для коррупции. Именно поэтому в правовых государствах существуют соответствующие законы, пресекающие попытки нечестных игр. Узбекистан – не исключение, и обладает соответствующей законодательной базой, призванной бороться с коррупцией, создавать условия прозрачности, отчетности и неотвратимости наказания. Но, похоже, эта законодательная база не работает…

Ташкентские филиалы НБУ ВЭД объявили конкурс  на установку автоматических систем управления очередью (СУО).  Подобные системы можно встретить в офисах мобильных операторов, в филиалах банков. На первый взгляд, такая система выглядит просто, но на деле это довольно сложный программный продукт, который создается совместным трудом коллектива инженеров и программистов различных направлений.

С начала 2020 года филиалы Национального банка стали публиковать объявления о конкурсах на закупку СУО. Технические задания (ТЗ) на свойства и функции оборудования у всех филиалов были, практически, одинаковыми.

В объявленных технических заданиях сразу бросаются в глаза  грубые нарушения закона «О государственных закупках». К примеру, одним из основных требований в ТЗ указана обязательная интеграция с системой электронной очереди конкретной компании – Qmatic Orchestra версия 7 шведского производителя электронной очереди. Это требование нарушает статью 27 Закона о госзакупках: «В описание государственной закупки товаров (работ, услуг) не должны включаться требования или ссылки касательно конкретного товарного знака или наименования, патента, конструкции или модели, конкретного источника происхождения либо производителя… Данное требование выставляется под предлогом интеграции с существующей системой. На момент объявления конкурса в банке также была внедрена и успешно эксплуатировалась (имеются рекомендательные письма) система местного производителя, но заказчик решил ограничить конкуренцию, прописав дорогого иностранного производителя.

Для участия в конкурсных торгах подали документы несколько компаний, в том числе и местные производители данных систем. У местных разработчиков с самого начала и возникли проблемы: их не пригласили на этапы вскрытия конкурсных предложений в Яшнабадский филиал и городское операционное отделение НБУ. Выяснилось, в этих филиалах конкурсы выиграла компания, предлагающая продукт зарубежного производителя Qmatic. Однако, протоколы собраний, которые должны быть опубликованы в течении трех дней после проведения конкурсных торгов, не опубликованы до сих пор.

Некоторым местным производителям удалось, все же, уточнить предполагаемую дату и время проведения конкурсных торгов в ряде филиалов.

Однако, в конкурсе филиала «ОПЕРУ НБУ ВЭД», как и в остальных не были соблюдены права участников при вскрытии и обсуждении конкурсной документации. Ни в одном из филиалов, где проходили данные конкурсы, не велась видеосъемка при вскрытии и объявлении ценовой части предложений, что является обязательным при проведении государственных закупок.

У местных производителей возникли вопросы касательно единого технического задания, утвержденного руководством филиалов, по пунктам, где прописаны определенные бренды и производители проприетарных программных продуктов, как обязательное требование к системе.

Представитель республиканского департамента НБУ ВЭД ограничился объяснением, дословно: «Это автомобиль Mercedes (о выбранном продукте), по сравнению с предложениями местных производителей». К слову, разработки отечественных производителей не тестировались. Такое поведение похоже на предвзятое отношение к местным производителям и необъяснимое предпочтение вполне конкретного иностранного производителя.

После вскрытия технической части предложения, местных производителей попросили покинуть помещение конкурсных торгов, которые уже завершились в присутствии исключительно сотрудников банка.

После закрытия торгов, представитель комиссии информировал, что лишь одна узбекская компания проходит на следующий тур по технической части, однако, конкурс считается не состоявшимся, поскольку местный производитель оказался единственным участником, у которого все документы были в порядке.
Небольшое отступление: напомню, что в филиалах «Яшнабадский НБУ ВЭД» и филиал «ГОО НБУ ВЭД» эта же компания не прошла технический этап, что порождает сомнения по поводу прозрачности проведения конкурсных закупок… 

Затем сотрудник банка заявил, что возвращает конверт с ценовой частью не вскрытым, поскольку никто не имеет права вскрывать конверт единственного участника, прошедшего техническую часть конкурса. Однако, случился казус: конверт компании, которая прошла на следующий этап, оказался в руках конкурентов во вскрытом виде. Это грубейшее нарушение закона о проведении конкурсных торгов.

Эти факты наталкивают на мысль о непрозрачности и необъективности проведения конкурсных торгов. Непрозрачность и необъективность в проведении тендеров или конкурсов в государственных учреждениях – прямой путь к коррупции.

С небольшими вариациями фокусы с конвертами, отсутствием других участников, другими противозаконными действиями, нарушением порядка проведения конкурсных торгов  повторились и в Мирзо Улугбекском филиале НБУ.

До сегодняшнего дня не известны результаты и не опубликован протокол собрания. Опять непрозрачность в проведении конкурсных торгов госучреждения.
Протоколы конкурсов в Яккасарайском и Сергелийском филиалах НБУ ВЭД до сих пор не опубликованы и результаты  на данный момент скрыты. Участникам торгов ежедневно в телефонных разговорах обещают скоро опубликовать ответ…

Похоже,  что филиалы банков проводят данный конкурс по одному сценарию, с грубыми нарушениями закона «О государственных закупках» и утвержденных правил и порядка проведения конкурсных торгов, с явным желанием обеспечить победу заранее выбранного производителя.

В распоряжении редакции есть документы одного из участников торгов. И, даже, отметая различные мелкие организационные упущения, можно констатировать,  что конкурс проводился с явными нарушениями.

Во-первых, была попытка ограничения конкуренции путем прописывания определенного бренда, название производителя в техзадании (пункт тех/з 4.6);

Во-вторых, была попытка ограничения конкуренции путем прописывания определенного дизайна в качестве обязательного (пункт 2.5-2.6);

В-третьих,  не соблюден регламент проведения конкурсных торгов филиалами банка НБУ ВЭД.

И еще о процедурах проведения конкурсных торгов. Удивительный факт, когда в республике введены ограничительные меры, Навоийский областной филиал НБУ ВЭД объявляет конкурс в период с 26.03.2020 по 5.04.2020. Одно из требований конкурса – документы принимаются исключительно в бумажном виде. Кроме того, очевидно, что из-за карантина на вскрытие не приедет большинство участников. Оно, вероятно, для организаторов конкурса и спокойней.

Мансур Ибрагимов

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.